31 августа 2017
Увеличить шрифт Сбросить настройки шрифта Уменьшить шрифт Версия для печати

Учеба на новый лад. Какие нововведения появятся в бобруйских школах

Учеба на новый лад. Какие нововведения появятся в бобруйских школах
­О нововведениях в системе образования – теперешних и грядущих – пестрели ленты новостей всю прошлую неделю. Во время Республиканского педагогического совета с участием Президента Беларуси обсудили немало вопросов, в том числе нюансы всех ступеней образования, загруженность учителей и заработную плату, особенности новых учебников, возможности внедрения авторских методик обучения, различные системы оценок знаний… 
Останавливаться подробно на каждом из них нет смысла (да и двух газетных полос будет мало). Мы решили узнать, какие из нововведений «дошли» до бобруйской школы и как будут учиться на новый лад наши дети уже в этом году. Помогли нам в этом специалисты городской системы образования – представители горисполкома, практикующие педагоги и психолог.

 

Кто рано встает, тот больше знает?
– Первый и, пожалуй, самый важный вопрос касается времени начала занятий. В большинстве минских школ, к примеру, первый звонок прозвенит в 9 утра. Исключения сделаны только для общеобразовательных учебных заведений, где занятия проходят в две смены – там уроки будут начинаться в 8.30. Как у нас?

– В бобруйских школах звонки также прозвенят в 8.00, 8.30 и 9 утра, – отметила заместитель начальника управления образования, спорта и туризма Бобруйского горисполкома Оксана Борисевич. – Принцип тот же: время начала занятий зависит от количества смен в школе и загруженности учебного заведения, количества учащихся. 

– К примеру, у нас уроки будут начинаться в 9.00, мы работаем в одну смену, – вступила в беседу заместитель директора по учебной работе гимназии №1 Наталия Бернацкая


Интересный факт: несмотря на то что время начала занятий перенесли, школа работает по прежнему графику. Поэтому в работе самих учителей с нового учебного года ничего не изменилось, заметили присутствующие.


– Те родители, которые не могут по семейным обстоятельствам или из-за графика работы приводить детей в более позднее время, пусть не переживают: в любом случае мы постараемся занять детей. Естественно, решение по организации занятости будет приниматься в каждой отдельной школе,  – пояснила Оксана Владимировна. – Или те же группы продленного дня – они как были до и после уроков, так и останутся. 

Мама второклассницы Юлия Лесун честно признается: родителям не очень удобно. 
– Мне нужно быть на работе в восемь утра. В это же время в нашей школе начинались занятия, поэтому иногда приходилось опаздывать, – делится опытом бобруйчанка. – Сейчас мне придется оставлять дочь за час пятнадцать до начала занятий. 
– Ребенок без внимания в любом случае не останется. Школы как работали с 7.30, так и будут работать, – успокаивает маму заместитель начальника управления. – В СанПиН внесены изменения по перерывам, поэтому вторая смена будет начинаться в прежнее время – в два часа дня. По большим переменам руководство школы примет решение в зависимости от количества питающихся в школьной столовой.
– Мы уже это сделали. В первой гимназии будет два больших перерыва по 15 минут: за один перерыв наши дети не успевают пообедать. Вторая смена будет начинаться в 14.00, – прокомментировала Наталия Бернацкая. 
– Мы призываем родителей не беспокоиться и не торопить события: обо всем этом они узнают на первых собраниях, – напомнила Оксана Владимировна. 


Плохо это или хорошо – перенос времени занятий, пока специалисты однозначно оценить не могут.


– В седьмом классе, к примеру, ребят уже в школу не водят, – резонно заметил учитель истории средней школы №1 Андрей Лашкуль. – Причем достаточно часто в семьях старшие дети отводят младших в сад.
– Тут все зависит от дисциплины, – считает заместитель директора по учебной работе гимназии №1. 
– А ведь для многих ребят, которые живут через дорогу, перенос занятий на более позднее время – действительно очень удобно, – парирует Оксана Борисевич.
Высказала свою точку зрения и психолог Елена Царик:

– Как мама я понимаю так: мой ребенок, как и раньше, придет в школу к восьми, просто у него будет факультатив по французскому языку. То есть часть уроков с послеобеденного времени перенесется на более раннее. Если же гипотетически представить, что этот час – до девяти – действительно будет свободным, то получается следующее. Норма ночного сна у детей до 14 лет – 10 часов, у старшеклассников – 9 часов. В десять наши дети должны укладываться спать, но ведь все индивидуально. Кто делает это вовремя, выспится к началу учебного дня в 8.00. Кто долго сидит в «Танках» и социальных сетях, то будет хотеть спать, и не только на первых уроках, во сколько бы они ни начинались. А еще будут проблемы с запоминанием, концентрацией внимания и, возможно, дисциплиной. 


Адаптация неизбежно будет происходить – и для детей, и учителей, но все со временем станет на круги своя. Система «нулевых» уроков была всегда, ее никто не отменял, поэтому резких перемен не произойдет, пришли к «общему знаменателю» сидящие за столом. 


В ногу… с учебниками
– Полностью учебники обновятся к 2019 году. Известно, что к их составлению привлекали не только академиков, но и учителей-новаторов. Появятся и электронные учебники-навигаторы. Что изменилось уже сейчас и кто из педагогов держал в руках такие учебные пособия?

– Новые учебники пока у третьих и седьмых классов, – ответила на вопрос Оксана Борисевич. – Они более практикоориентированные, поэтому, надеемся, детям будет легче. 
Что же касается школьных программ, то они, как выразились специалисты, «критиковались, критикуются и будут критиковаться».
– В учебниках по истории Беларуси еще в прошлом году появились QR-коды. Если раньше после параграфа были вопросы и дополнительные материалы – выписки из той же летописи, то теперь выписка из летописи короткая, а на полях пометка с кодом. Сканируешь – и получаешь больше информации по данной теме. Как учитель я могу с уверенностью сказать: это отличное нововведение, – поделился опытом Андрей Лашкуль.
Учитель истории пояснил, что человек может усвоить определенный процент информации. Если ученику дать 20 страниц текста, он запомнит и проанализирует 12, если дать 10 – на выходе в голове останется 5-6. Это вовсе не означает, что ребенка нужно загружать информацией по университетской программе – в таком случае он может вовсе ничего не усвоить. Но и сужать эти рамки – тоже не выход.
– Должны учитываться не только возраст, но и уровень восприятия, а также предмет, – вступила в беседу учитель иностранного языка гимназии №1 Лариса Ниликовская. – Иностранный язык и историю сравнить невозможно. Но иногда мы, лингвисты, тоже действуем по принципу: дам выучить 20 слов, чтобы запомнили хотя бы 10. Что же касается французского языка, отрадно, что мы получили новые, гимназические, учебники, в которых содержание и методики отличаются от базовых. Иностранный язык – это предмет, когда учебник берется за основу, но в то же время очень много дается дополнительной информации, в том числе с использованием медиаресурсов. У нас полностью оборудованный кабинет иностранного языка с интерактивной доской, доступом в глобальную сеть, возможностью проводить уроки онлайн. Мы этим, конечно, не «злоупотребляем» – классическое образование никто не отменял, когда нужно сесть и выучить. 
– Получается, лучшее от «старой», еще советской, школы остается?
– Конечно. Никакие самые развитые технологии не заменят учителя с мелом у доски, – заметила на это заместитель начальника управления образования, спорта и туризма. 
– А что происходит в системе образования сейчас и можно ли назвать все эти процессы революцией?
– Революцией – точно нет. Скорее, это совершенствование в соответствии с современными реалиями, – выразила мнение учитель французского языка. 
– Если сравнивать нас с другими странами, мы действительно ближе всего к советской системе образования, но ничего плохого в этом нет, – подчеркнула Оксана Борисевич. 
– Революция была бы тогда, когда бы мы все отменили и взяли за образец, к примеру, финскую систему образования, – поддержал коллег Андрей Лашкуль. – А когда все плавно: что-то добавляется, что-то отходит на задний план, это вполне закономерный процесс.
– А может, действительно чего-то не хватает, что-то новое из практики бобруйских педагогов можно было бы взять республике на заметку?
– Учитель истории хотел бы, чтобы было больше часов истории, учитель математики – чтобы больше было часов математики, – улыбнулся педагог из первой школы. 
– А маме – чтобы ее сын в школе не уставал и все успевал делать на уроках, – добавила Оксана Владимировна. – Но, согласитесь, это невозможно.


Что же касается системы оценки знаний, несмотря на горячие споры о возможности возвращения к пятибалльной системе, бобруйские педагоги в своем большинстве высказались за десятибалльную.


– Нужно правильно оценить ребенка, и неважно, по какой системе, – высказала мнение замначальника управления. – Если педагог это грамотно делает по нормам оценки знаний, какие к нему вопросы? Нас оценивали по пятибалль­ной системе: все понятно – тройка, четверка, пятерка. Затем мы перешли на десятибалльную систему. После некоторого периода адаптации, когда мы перекладывали в голове «восемь» на «пять с минусом» или «четыре с плюсом», все привыкли. Теперь девять – это девять, и пояснений не требуется. 
– Я не первый год работаю по десятибалльной системе, и она меня устраивает, – отметила в свою очередь Лариса Ниликовская. – Эти градации помогают оценить ребенка чуть точнее. Уже и дети привыкли, и родители. И почему этот вопрос подняли именно сейчас, когда прошло много времени, мне даже не понятно. 
– Но если взять в целом: мы движемся по пути усложнения или упрощения? Нам как родителям это сложно оценить самостоятельно. 
– Точно не по пути усложнения, – резюмировала представитель горисполкома. 
Суббота – в поход!
Поговорили за круглым столом и об авторских методиках, шестом школьном дне, а также дресс-коде учеников. Как выяснилось, в наших школах авторские наработки с успехом используют, но не «перегибая палку»: ведь всем детям, независимо от их способностей, нужно дать базовые знания.
– Авторская методика только приветствуется, – прокомментировала Оксана Борисевич. – У всех педагогов с опытом и стажем (как говорят в таких случаях, маститых) так или иначе сформировались свои подходы к обучению.
– Большой плюс, когда профессионалы делятся опытом, – заметила учитель иностранного. – В рамках городских мероприятий учителя-новаторы проводят мастер-классы, делятся материалом, идеями. В Бобруйске это хорошо развито в рамках городской методической сети, проводятся такие семинары и в нашей гимназии.
– Шестой «рабочий» день нужен? И если да, для чего?     
– В субботу мы делаем упор на спортивные мероприятия. Кроме того, с прошлого учебного года в лексиконе бобруйских учителей появилось такое словосочетание, как «профессиональные пробы», – рассказала Оксана Владимировна. – В шестой учебный день ребята посещают учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, где им не просто рассказывают о разных профессиях, но и дают возможность попробовать себя – нанести макияж или сделать укладку волос, вырезать фигуры из овощей, повторить кирпичную кладку. В новом учебном году собираемся эту практику продолжить.
В управлении образования, спорта и туризма горисполкома советуют переносить все массовые праздники, акции именно на субботу, чтобы не загружать остальные учебные дни. В гимназии №1 практикуют проведение в шестой день факультативов и кружков, консультаций для родителей. 
– Родителям действительно удобно пообщаться с учителями, администрацией и психологом именно в субботу, – отметила Елена Царик. – Есть дети, которые в силу своих особенностей должны быть практически все время заняты. В ином случае они будут прыгать по гаражам или искать дырку в заборе частного сектора (и такие случаи были). Они, как правило, остаются и после занятий в обычный день. Есть ребята, которым, напротив, шестой день находиться в учебном заведении противопоказано: они и так добросовестно учились всю неделю, для них это «перегрузка». К каждому нужен индивидуальный подход.
– Я параллельно работаю в Центре краеведения, туризма и экскурсий детей и молодежи. Пять дней дети учатся, а в шестой им надо растратить накопившуюся энергию плюс что-то полезное узнать. Для этого идеален туризм: это и физическая работа, и отдых для ума, – поделился опытом Андрей Лашкуль. 


Не смогли участники круглого стола не коснуться еще одной темы – внешнего вида учеников. Тем более что 1 сентября наступит вот-вот…


– В школах города принят деловой стиль одежды, – обратила внимание присутствующих Оксана Борисевич. – Понятно, что всегда найдется ребенок, который по каким-либо причинам придет в школу в кроссовках, но таких – единицы. Отдельные школы и гимназии города участвуют в интересном республиканском проекте – «Школа будущего». Так, во всех гимназиях первоклассники придут на линейку в единой школьной форме. Думаю, постепенно все бобруйские школы перей­дут на униформу. И я не считаю, что это плохо.
– Вероятно. Пока же деловой стиль предполагает, что кто-то может купить бюджетный костюм отечест­венного производства, а кто-то захочет «произвести впечатление» и оденет ребенка в дорогой итальянский. С этим как быть?
– Поверьте, даже если дети оденутся в одинаковую школьную форму, им будет чем «выделиться»: где живет, на чем ездит, какой у ребенка мобильный телефон, – заметила психолог. – Форма не для того чтобы ребенок лучше учился. Согласитесь, от того, придет ли моя дочь в рубашке в клеточку или же наденет белую, ее успеваемость не изменится. Форма – это дисциплина, приобщение к корпоративной этике, традициям. Некая общность, в конце концов. Но дружелюбия детям она не прибавит, как, в общем-то, и не убавит. Нам, к примеру, удобнее, чтобы форма была единая: в Бобруйске мы не смогли ребенку купить пиджак, придется ехать в столицу. Для родителей униформа предпочтительнее: за одним костюмом легче уследить, «не болит голова», в чем чадо пойдет в школу завтра. Но, повторюсь, ни пятибалльная система, ни единая форма отношения к учебе не меняют.
Опытом перехода на униформу поделилась первая гимназия. 
– Форму нам отшивает «Славянка», на ней логотип учебного заведения. В единую школьную форму оделись все первые классы, в параллели вторых, третьих и четвертых классов есть по одному «экспериментальному». Родители нашу идею поддержали, надеюсь, учреждение со временем целиком перейдет на единую школьную форму, – рассказала Наталия Бернацкая. 
Вот таким получился «школьный» разговор – объемным и многогранным. Пока же это слова, а оценить нововведения в реальности школьники смогут уже с 1 сентября. 
– Сотрудничайте со школой! Мы должны смотреть в одну сторону, – дала в конце встречи совет родителям Оксана Борисевич.
– Общайтесь с учителями, ищите общие точки соприкосновения, – улыбнулась Лариса Ниликовская.
– Берегите детей и любите их такими, какие они есть, – добавил Андрей Лашкуль.
– И обязательно сделайте из Дня знаний настоящий праздник! Торт, аттракционы и другие приятные мелочи еще никто не отменял. А будни – их вам еще хватит в этом длинном учебном году, который только начинается, – завершила беседу Елена Царик.

БЖ

Поделиться: