213800, г.Бобруйск, пл. В.И.Ленина, 1

04 мая 2020
Увеличить шрифт Сбросить настройки шрифта Уменьшить шрифт Версия для печати

«Память сердца»

«Память сердца»

­Бобруйский художественный музей представляет выставку «Память сердца», посвящённую 75-летию Великой Победы. Экспозицию составляют произведения из фондов музея,  тематически связанные с военной темой. Безусловный интерес для зрителей представляет разнообразие ракурсов, взглядов художников на далёкие события, индивидуальность их творческого осмысления, неповторимость авторского подхода к теме.

место в экспозиции занимают три произведения замечательного бобруйского художника Юрия Никифорова.
Живописное полотно «Ленино» посвящено рождению в 1943 году боевого братства Советской армии и Войска Польского. В честь этого события возле посёлка Ленино Могилёвской области были созданы музей и мемориал. Находящийся в центре комплекса обелиск в виде искорёженного, с пробоинами и неровными краями куска брони стал в воображении художника факелом, в языках пламени которого воплощены образы погибших воинов.

В работе «Тыл» с помощью гиперболы автор стремится отобразить испытания, выпавшие на долю обычных людей, «ковавших победу в тылу». Благодаря обобщению картина стала выразительным символом, отражающим жизнь тружеников тыла, наполненную лишениями и личными трагедиями, каждодневной тяжёлой работой на пределе сил.

К лучшим произведениям Никифорова относится «Ленинградская симфония», передающая всю глубину бедствия блокады города на Неве и с поразительным пониманием отражающая процесс создания великого музыкального произведения. Образ Дмитрия Шостаковича наполнен вдохновением, композитор предельно сосредоточен, погружен в трагедию родного города. Автору удалось передать, как в сознании гения переживаемые им чувства превращаются во вдохновенную драматичную музыку.

Значительное место в экспозиции занимают произведения Народного художника Республики Беларусь Георгия Поплавского. Национальная особенность творчества Поплавского ярко проявилась в приверженности его к драматическим и трагическим темам войны. Его творчество в музейном собрании представлено эстампами из серий «Хроника одного отряда», «Память», «Читая «Материалы Государственной чрезвычайной комиссии» и «Читая Алеся Адамовича». Внимание автора, прежде всего, обращено к беззащитному положению простых людей, оказавшихся на оккупированной фашистами территории и самоотверженной борьбе тех, кто взял в руки оружие. Георгий Поплавский из того поколения художников, для кого Великая Отечественная война – недалекая история, известная только по книгам и фильмам. Детское сознание – яркое и эмоциональное – навсегда сохранило в его сердце и памяти трагические для нашего народа годы, в том числе и первый день оккупации Бобруйска. И неудивительно, что художник неоднократно обращается к теме войны в целом ряде графических циклов. Так, например, в автолитографиях из цикла «Память», будто из каменных плит, опаленных огнем войны, проступают монументальные образы тех, кого увидел художник.  Тревога и боль исходят от произведений Поплавского, но вместе с тем и непреклонность нашего народа в стремлении одержать победу над врагом.

Произведениями из серий гравюр в технике сухой иглы «Замкнутость круга», «Мир планете» и тремя автолитографиями представлено творчество Заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь Людвига Асецкого. Работы посвящены военным событиям, в которых проявилась не только стойкость, но и человечность советских солдат. Работа Асецкого  «Мир дому твоему. Червенево» посвящена одной из драматичных страниц истории войны. В 1944 году в Закарпатье под бомбежку попал и был разбит поезд, вывозивший в Германию советских детей. Усилиями монахинь местного женского монастыря и жителей села Червенево дети были спасены и смогли дождаться освобождения.

Гравюра «Буйничское Поле» посвящена героическим защитникам Могилева в июле 1941 года. Советские солдаты две недели самоотверженно сдерживали многократно превосходящие силы оккупантов, осознавая цену, которую им придется за это заплатить.В произведении автор не стремится воссоздавать происходившее в реальности, а передает дух события, осознанность солдатами своего выбора, его простые и понятные мотивации.

Наиболее содержательная и жизнеутверждающая из работ Асецкого в экспозиции – «Эхо смертельного круга». По замыслу автора любовь и продолжение жизни – самые главные ценности, несмотря на все испытания, которые выпадают людям на их жизненном пути.

Среди представленных на выставке художников – Заслуженный художник Российской Федерации Абрам Рабкин – один из немногих, кто принимал непосредственное участие в боевых действиях. Его портреты ветеранов войны и участников партизанского движения содержат в себе личное отношение художника к тяжелейшим испытаниям военного времени. Суровы и сдержаны, погружены в себя бывший комиссар партизанского отряда Николай Книга, командиры диверсионных групп Виктор Сикорский и Владимир Пукало (Сорока).  Целеустремлённостью наделён образ бесстрашного бойца диверсионной группы Марии Минц, мстившей оккупантам за гибель своих близких в Бобруйском гетто.

В экспозиции заметное место занимают графические портреты бобруйского художника Владимира Самочернова. Прежде всего – это серия эстампов портретов Героев Советского Союза, участников освобождения Бобруйска: Михаила Селезнёва, закрывшего своим телом амбразуру немецкого дзота; Дмитрия Комарова и Михаила Бухтуева, совершивших танковый таран немецкого бронепоезда. Рядом с портретом Героя Советского Союза Бориса Ковзана расположена акварель, изображающая четвёртый воздушный таран прославленного лётчика. Хорошо известен зрителям живописный портрет бобруйского художника Владимира Домарада с главными его атрибутами: снайперской винтовкой и кистью.

Два произведения, представленные на выставке,  связаны с именем выдающегося бобруйского живописца Эдуарда Белогурова. Одно из них – графический композиционный портрет, выполненный Самочерновым. Своего героя он  изобразил за работой над картиной «Дети войны», одной из самых известных картин Белогурова, выставлявшейся в начале 1980-х годов в Париже в Центре ЮНЕСКО. А рядом представлено живописное произведение самого Белогурова. Большая по формату работа с условным названием «Женщины войны» была передана Бобруйскому художественному музею СШ ­ №2 г.Бобруйска и продолжает важную для художника тему:размышления о тяготах и лишениях, выпадающих на долю женщин и детей военного времени.

События прошедшей войны не должны забываться, не должны быть вытерты из человеческой памяти. О войне нужно говорить и всеми способами доносить правду о ней до каждого сердца, до каждого сознания. Выставка «Память сердца» – вклад Бобруйского художественного музея в сохранение памяти о Великой Отечественной  войне.

­
­
Поделиться: